Акцент на роли интуиции
Тем не менее мы придаем особую и даже в большинстве случаев руководящую и основополагающую роль именно осознаваемым процессам планирования результатов, выбора путей их достижения, а также и осознанного учета возможногоу а иногда и необходимого участия интуиции в решении таких задач.
Рассмотрим рациональный подход к расширению и углублению знаний, относящихся к сфере профессиональной деятельности преподавателя. Почти любой предмет, особенно включающий в той или иной степени использование математического аппарата, позволяет рассматривать его как иерархически организованную систему. Как правило, есть уровень этих знаний или уровни, на которых представлены некоторые фундаментальные положения, определяющие саму суть этого предмета, границы определяемых в нем основных понятий. На этих наиболее глубоких уровнях формулируется или может быть сформулировано также соотношение предмета с другими областями знаний, с наукой в целом, а, возможно, также и роль этого предмета в социальной и/или экономической жизни общества.
Далее следует уровень или несколько уровней, на которых определяются, формулируются и разъясняются основные методы, используемые в данном предмете для получения теоретических или практических результатов. И наконец, наиболее поверхностные уровни относятся к манипуляторным операциям, с помощью которых реализуются сами методы.
Подобный анализ применительно к конкретному предмету можно сделать более подробным. Кроме того, чтобы не вызвать недоумения, отметим также, что в нашем изложении наиболее глубокий уровень знаний помещен по аналогии с иерархией устройства мозга внизу. Иногда его, наоборот, помещают вверху, так как он является наиболее важным в осознаваемом анализе предмета.