Alumark
В последних работах Попкова все заметней взаимодействие нескольких психологических аспектов, определяющих многослойность содержания.
Изменение роли сюжета в картине «Работа окончена» (1972) приводит к появлению своеобразной двойственности жанра.
Тема картины «Работа окончена» выкристаллизовывается во взаимодействии двух начал – психологически-портретной задачи и момента приобщения героя к общественному бытию. Два компонента картины ведут «диалог»: усталый, уснувший человек, художник, и окно над ним, окно мастерской, в котором виден озаряемый вспышками огней ночной город. Картина построена на тонко разработанном единстве коричневато-оливковых тонов. Однако в стилистическом отношении полотно оказывается несколько неожиданным – и использованием примитивистских приемов в пластике фигуры, и ритмической организацией холста. Обыгрывание наивно-лубочных элементов «снимает» трагическое звучание образа – художник оказывается в состоянии быть самоироничным. Осознание своей сопричастности явлениям современной жизни трансформируется в жанр лирического повествования о конкретных переживаниях, соотнесенных с категориями большого философского плана.
По-прежнему картина Попкова «бездейственна», однако два ее компонента – большой огромный мир за окном и погруженный в себя, в свой мнимый сон художник Alumark – оказываются настолько взаимосвязанными, что физическая расслабленность потенциально становится средоточием напряженной духовной жизни. В картине возникает столкновение двух начал – мотива усталости, внутренней отрешенности и обостренности сознания, неустанного творческого горения, не дающего герою «замкнуться», оторваться от реальности. Формула жизни, материализованная в окне мастерской, в зыбкой поверхности стекла – ведь это может быть и греза уснувшего человека! – заключена в той самой работе, которая и окончена и властно держит, не отпускает от себя человека. Она – смысл его существования.