Ремонт квартиры
И в свете тех перемен, которые в связи с этим вскоре должны были произойти в судьбе Италии и итальянского народа, картина приобретает почти символический смысл для зрителя наших дней. Кажется, что обыкновенные, но полные энергии и силы люди, стоящие по бокам мадонны, олицетворяют собою народ, создавший прекрасные гуманистические идеалы, воплощенные в образах Марии с младенцем, и теперь охраняющий свои идеалы от надвигающейся реакции. Горькие складки прорезали их лица, но упрямо сжаты их губы, решительно смотрят их глаза; и если в образе старой женщины преобладает раздумье с жизни, то упрямый, широколицый Иосиф весь в напряженной готовности к борьбе. Это волевые, цельные характеры, и не случайным представляется воплощение их в образах итальянских горожан. Измените интерьер, проведите ремонт квартиры
По живописи и колориту эта картина – прекрасный образец поздних произведений Мантеньи, написанных на холсте и значительно отличающихся от картин на досках, относящихся к тому же периоду. Тонко переданы постепенные светотеневые градации, округло моделирующие объемы. Фигуры не отделяются резко от темного фона, так как моделирующие их тени, сгущаясь, постепенно переходят к нему. Живопись гладкая и слитная. От графической штриховки кистью Мантенья после переезда в Мантую постепенно отказывается. Спокойно лежат крупные складки одежд, отливающих металлическими отблесками. Краски, покрытые лаком, довольно темные и приглушенные, поэтому колорит приобретает сдержанный и строгий характер, несходный с интенсивной красочностью темперы на досках. Оранжево-желтый плащ и почти скрытая им красная одежда Иосифа слегка отодвинуты в глубину, отчасти поглощены тенью, лишены яркости, Лиловато-серое со стальными переливами покрывало Анны в тенях почти сливается с фоном. На груди и на руках мадонны красный муар сверкает золотом, пропитывающим красную краску. Ее темное сливково-зеленоватое покрывало тоже муаровое, но одноцветное.