Сумка для коньков
Таковы же Мария и Христос, в дрезденском «Святом семействе», написанном, вероятно, в 1490-х годах. Холст весь заполнен тесно расположенными полуфигурами. Серьезно, со сдержанной нежностью смотрит мадонна на младенца, стоящего у нее на коленях и обнявшего ее шею. Маленький Иоанн Креститель, указывая на Христа, как. бы говорит что-то с недетски серьезным восхищением.
За мадонной, с двух сторон окружая ее и младенца, расположены Иосиф и Анна. В этих второстепенных образах Мантенья вновь обращается к лицам обычных людей, что свидетельствует о сохранении к ним прежнего интереса, теперь лишь отступившего на задний план перед веяниями нового времени. Слева фронтально изображен старый, но еще крепкий и энергичный человек с лысой большелобой головой, с бритым лицом, с резкими чертами, сжатым решительным: ртом и выступающим подбородком. Жестко прочерчены морщины на его лице, жилы и складки на шее. Справа стоит старая женщина, простая горожанка в темном покрывале, с лицом не менее характерным, изборожденным складками, говорящими о прожитых годах, заботах и страданиях. Возможно вам понадобится сумка для коньков
Все головы даны на одном уровне, будто мадонна находится на возвышении, а окружающие ее стоят ниже. Это увеличивает значение второстепенных персонажей и указывает на непосредственную близость их к мадонне. Суровые образы умудренной опытом, много пережившей, но не сломленной старости как бы стоят на страже, охраняя цветущую юность и нежное детство, решительные, непреклонные, готовые к борьбе с жестокой жизнью. Так опять врывается чувство жизненных противоречий в произведение Мантеньи.
Феодальная реакция уже готова была обрушиться на демократические завоевания и на гуманистическую культуру эпохи Возрождения в те годы, когда создавалось это произведение.